Сегодня 5 Ава - Йорцайт Аризаля. Краткая биография великого раввина: Рабби Ицхак бен Шломо Лурия Ашкенази (Ари Акадош, Аризаль) (1534-1572 гг.) – величайший мудрец Тайного Учения – родился в Иерусалиме. Его отец рав Шломо Лурия Ашкенази был выходцем из Германии, о чем свидетельствует его фамилия, и совершил Алию на Святую Землю из литовского города Бриск (Брест). Мать Аризаля вела свое происхождение из семьи изгнанников из Испании. Дом, в котором прошло детство Аризаля, до сего дня сохранился в Еврейском квартале Старого города (ул. Ор Ахаим, 6). О величии Аризаля и его значимости для еврейского народа было известно еще до его рождения: его отцу – раву Шломо – открылся пророк Элиягу и предсказал, что у него будет сын: «Ты назовешь его Ицхак, он освободит Израиль из-под власти нечистых оболочек, и благодаря ему в мире раскроется Тайное Учение». Согласно мнениям каббалистов, Аризаль был воплощением души Бецалеля бен Ури, создавшего в пустыне Синай Ковчег Завета, Мишкан и священные сосуды. И действительно, у рава Шломо родился сын, с детских лет проявивший свою гениальность и оказавший влияние на всю историю еврейского народа. В 1542 г. в возрасте восьми лет Аризаль потерял отца, и мать переехала с ним в Каир, где ее состоятельный брат Мордехай Френсис управлял городской таможней. Рав Ицхак воспитывался в доме дяди и в возрасте пятнадцати лет женился на его дочери. Он учился в ешиве под руководством раввина Каира рава Давида ибн Зимры (Радваз). В 1552 г. Радваз совершил Алию в Землю Израиля, и Аризаль стал учиться у следующего раввина Каира рава Бецалеля Ашкенази, автора книги «Шита Мекубецет», в результате чего обрел глубочайшее знание Талмуда. Примерно через два года после женитьбы рав Ицхак начал изучать Каббалу. К этому привел следующий случай: однажды он увидел, как в синагоге, держа в руках какую-то книгу, молится бывший маран . Взглянув на него, Аризаль понял, что в действительности тот не знает еврейского языка и смотрит в этот редкий экземпляр труда по Каббале лишь для пробуждения намерения в молитве. Бывший маран отдал раввину свой «молитвенник», и рав Ицхак увидел в этом знак свыше, указывающий на то, что ему следует посвятить себя Тайному Учению. Начиная с этого момента, уединившись в своем доме, почти все свое время он уделял книге Зоар, по нескольку дней подряд не видя никого из людей. Когда случалось, что он не полностью понимал что-либо в книге Зоар, то постился и плакал, моля Всевышнего послать ему ответ. Спустя три года Аризаль пришел к выводу, что в своем доме он недостаточно отделен от мира. По его просьбе дядя построил для него небольшой домик в уединенном месте на берегу Нила, где он проводил всю неделю, возвращаясь к семье лишь по субботам и праздникам, но и там говорил только в случае крайней необходимости и исключительно на святом языке. Тогда рав Ицхак удостоился величайших откровений и раскрытия глубочайших тайн Торы, что, однако, не удовлетворяло стремления его души. И вот ему открылся пророк Элиягу и сообщил, что он должен вернуться в Землю Израиля, в город Цфат, встретить там рабби Хаима Виталя и передать ему свое знание Торы. В том же году скончался великий мудрец Каббалы рабби Моше Кордоверо (Рамак), и едва закатилось солнце Рамака, как взошло солнце Аризаля. Автор свода законов Шульхан Арух рав Йосеф Каро утверждал: «В каббалисте, совершившем Алию из Египта, живет душа пророка – ведь даже мудрецы Мишны не обладали таким знанием». Только своему ближайшему ученику – раву Хаиму Виталю, которому тогда было 28 лет, Аризаль доверял записывать свои уроки, поскольку тот полностью воспринимал глубину мысли учителя. Именно ему мудрец передал свое уникальное знание Тайного Учения. Их совместные занятия продолжались менее двух лет до смерти учителя, и на основе тех записей рав Хаим Виталь позднее создал свои труды: «Эц Ахаим», «Шаарей Кдуша» и «Сефер Акаванот», ставшие основополагающими книгами Каббалы Аризаля. В предисловии к книге «Эц Ахаим» рав Хаим Виталь рассказывает: «Мой учитель был до краев полон Торой, подобно гранату, вмещающему множество зернышек. Ему были открыты сокровенные тайны мироздания и Б-жественного правления Творением. Подобно пророку, ему было свойственно глубочайшее восприятие, известны деяния людей в прошлом и будущем. Он предвидел мысли людей прежде, чем они возникали, знал все, что в данный момент происходит в любом месте на земле, был сведущ в реинкарнациях и знал, какая душа впервые явилась в этот мир, а какая уже побывала в нем в других воплощениях». «Все эти поражающие разум явления я видел своими глазами», – свидетельствует рав Хаим Виталь. Перед Аризалем трепетали грешники, поскольку он мог рассказать каждому, что тот тайно делал много лет назад, о чем думал в тот момент и что чувствовал в сердце, чем согрешил в прошлой жизни и что должен исправить в себе, снова придя в этот мир. Люди бежали от него, чтобы он не взглянул им в лица. Многие приходили к нему, простирались ниц и просили открыть им, в чем они согрешили, помочь им исправить себя и раскаяться. И он перечислял им их грехи, упоминая места, где они были совершены, людей, причастных к этому, и многие другие подробности – и те признавали, что все было именно так. Аризаль предлагал каждому исправление в соответствии с корнем его души и совершенным грехом, чтобы в нем не осталось ни следа от прежних изъянов». Рав Ицхак Лурия достиг высочайшего духовного уровня благодаря своему беспрестанному труду. Не счесть ночей, когда он не спал, изучая святую книгу Зоар. Нередко он проводил все шесть ночей будней, стремясь найти ответ на один-единственный вопрос. Казалось, что на Землю Израиля возвратилось благословенное время древних мудрецов и пророков. Рав Ицхак Лурия преподавал на святом языке, особенно по шаббатам, и лишь тем, кто не понимал, он давал пояснения на ладино – языке изгнанников из Испании. Акроним «Ари» образован словами «Элоки рабби Ицхак» (Б-жественный рав Ицхак). После его смерти к имени Ари было добавлено окончание «заль» – «зихроно ливраха» (да будет благословенна память о нем). Есть мнение, что этот акроним возник из других слов: «Амар рав Ицхак» (Сказал рав Ицхак). Как правило, так рав Хаим Виталь начинал цитировать Аризаля в своих книгах. Рав Ицхак Лурия скончался во время эпидемии 5 Ава 1572 г., в возрасте 38-ми лет и был погребен на старом кладбище Цфата возле рава Моше Кордоверо, а три года спустя неподалеку от него был похоронен рав Йосеф Каро – автор свода законов Шульхан Арух. Мудрецы Цфата полагали, что Аризаль был потенциальным Машиахом, открывшим новую эпоху в еврейской истории, распахнув врата небесных сокровищниц мудрости. Так рассказывается в книге «Шивхей Ари»: «Если бы Аризаль прожил в Земле Израиля 5 лет (а не менее двух), он привел бы весь мир к полному раскаянию, и в его дни наступило Избавление. На фото: дом в Старом Иерусалиме, где родился Аризаль и синагоги Аризаля в Цфате.